Робототехника – самое быстрорастущее направление инженерной мысли, технологии, науки и техники. Современные тенденции технологического прогресса отражаются и на школьной образовательной программе. Вводятся учебные программы по робототехнике, проводятся соревнования школьников по данной тематике.
Чаще всего учебная программа робототехники строится на Лего-конструкторах. Лего на сегодняшний день один из самых популярных детских конструкторов в достаточной мере отвечающий требованиям инженерного образования детей школьного возраста. Конструктор представляет собой набор пластиковых деталей, из которых можно собирать простейшие механизмы. С этими механизмами можно проводить различные эксперименты. Физические основы которых есть в составе учебной программы средней школы. Что помогает школьникам быстрее усваивать материал.
Конструкторы способствуют развитию творческих способностей школьников.
Школьники собирают и программируют модели механизмов, и выполняют задания являющиеся задачами из школьных уроков.
Обучение робототехнике в школе по государственному стандарту организовывается в программе уроков технологии. На занятиях изучаются основы робототехники, принципы и алгоритмы программирования.
Во внеурочной работе времени для изучения робототехники больше. И увлечь детей робототехникой гораздо больше возможностей.
Сейчас рынок предоставляет учителям огромный ассортимент робототехнических конструкторов для занятий со школьниками от начальной школы для выпускных классов.
Конечно, к закупаемому оборудованию предъявляются высокие требования:
Это в первую очередь безопасность. Согласно первому закону робототехники, сформулированному Айзеком Азимовым:
«Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред»
Этого так же требует и российское законодательство. Ребенок должен быть полностью защищен от возможного получения травм. И тем более травм от поражения электрическим током.
Качество и надежность оборудования так же должны соответствовать современным требованиям. Детали конструктора должны соединяться друг с другом без излишних усилий. И в то же время собираемая конструкция должна быть прочной и не разваливаться при эксплуатации. Крепежные элементы должны соединяться надежно.
Элементы электрического питания конструктора, зарядные устройства должны иметь защиту от возгорания, короткого замыкания.
Робототехническое оборудование должно соответствовать возрастной группе школьников.
Наборы Lego duplo очень хорошо подходят для школьников начальной школы. Школьникам постарше интереснее будет уже конструктор Lego Mindstorms. Но для школьников, которые уже вплотную подошли к изучению физики уже будут интересны более сложные конструкторы.
Конструкторы на основе микроконтроллеров общего применения и в частности на микроконтроллере Arduino популярны у школьников 8-х классов и старше. Здесь гораздо больше возможностей для технического творчества и приложения своих навыков и умений в реализации различных заданий по проектированию роботов
Современная образовательная робототехника развивается очень быстро. Появляются новые микроконтроллеры с более высокими характеристиками и возможностями. Новые языки программирования с более универсальной и гибкой системой команд. Российские инженеры предлагают все новое оборудование для учебных заведений. Но важной особенностью всех робототехнических конструкторов является непосредственная связь с дисциплинами, преподаваемыми в рамках учебной школьной программы. Это информатика, физика и даже химия
Эти мета предметные свойства робототехники органично совмещается друг с другом через проектную деятельность. При работе над робототехническим проектом дети учатся ставить самим себе задачи, цели и пути их решения на основе знаний, полученных непосредственно на уроках